Учитесь у всех - не подражайте никому. (с) М. Горький

| Навигация

Советы и рекомендации родителям

Информация об ответственности родителей за передачу транспортного средства ребенку, не имеющему права управления
Буклет ЕГЭ родителям
Памятка для родителей дошкольного и младшего  школьного  возраста по профилактике отклоняющегося поведения
Соотношение наказания и поощрения в семейном воспитании
Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов
Рекомендации родителям

Реестр книжных изданий, рекомендованных родителям по вопросам воспитания и социализации детей, профилактике девиантного поведения и укрепления семейных ценностей. Все книги, представленные в списке, находятся в фонде МАУК «Центральная городская библиотечная система»


Мальчики и девочки: найди 10 отличий

Все мы знаем поговорку, что мужчины – с Марса, а женщины – с Венеры. Отличия в поведении, как и в развитии, сильного и слабого полов начинаются с раннего детства. Например, мозг у мальчиков при рождении часто больше, чем у девочек. В то же время, они начинают ходить и разговаривать намного позже малышек. Бытует мнение, что развитие представительниц женского пола направлено на выживаемость, а мужского – на совершенствование и прогресс.

Итак, основные отличия между детьми разных полов:

1. Девочки быстрее, чем мальчики, начинают узнавать знакомые лица. Они с самого рождения больше удерживают внимание на лице человека. Маленьких мужчин больше интересуют неодушевленные предметы, чем люди. Им нравится глядеть на подвесную погремушку и осваивать развивающий коврик.

2. На громкие звуки мальчики реагируют хуже девочек, они позже начинают распознавать оттенки эмоций родителей. Острота слуха у мальчиков выше, чем у девочек, но они чаще игнорируют голоса родителей. Например, реакция на выговор родителей приходится у них на первые минуты их высказывания, а затем они просто «отключают» слуховой канал, и информация родителей на тему перевоспитания у них не доходит до сознания.
Ругая мальчика, конкретно и коротко говорите о том, что вас не устраивает в его поведении. Иначе через некоторое время он перестанет вас слушать. Девочек лучше не ругать, а объяснять им тихим голосом, что так поступать не следует. Спокойный голос родителей, мелодичное пение и колыбельные песни лучше действуют на девочек.
Мальчики задают вопрос, чтобы получить конкретный ответ, а девочки – только, чтобы установить контакт с собеседником.

3. Уже в возрасте 2,5 лет мальчики начинают проявлять агрессивность и лучше чувствуют враждебное отношение к себе. Для полноценного развития им надо больше пространства, чем девочкам. У мальчиков развито пространственное зрение, поэтому они любят играть, кидая игрушки вдаль.
У девочек периферийное зрение развито сильнее, они предпочитают играть сидя с игрушками, которые лежат перед глазами. Поэтому малышка может спокойно играть в своей комнате, разместив в ней свои куклы и игрушки, а мальчику надо лазать на диван, забираться под кровать и подниматься по лестнице. Мальчики во время игры предпочитают соревноваться, а девочки при состязаниях могут перессориться.

4. У девочек более выражена кожная чувствительность, они больше реагируют на телесный дискомфорт и лучше чувствуют нежные прикосновения.

5. Если девочки воспринимают информацию, слушая мнения и наставления других, то мальчики учатся всему, копируя поведение взрослых. Поэтому мальчику лучше показать пример хорошего поведения, чем много раз это объяснять.

6. Мальчики быстрее раздражаются, а девочки больше грустят. Девочки выражают свои эмоции словами или плачем, а мальчики – действием.

7. Мальчикам больше нравятся игрушки, которые можно двигать, а девочкам – яркие и красивые. Девочки дольше мальчиков могут играть с новой игрушкой, рассматривать их и беречь от повреждений. Мальчики активнее играют с игрушками и быстрее их ломают.

8. Чтобы обучить мальчика чему-то, надо держать быстрый темп. Как только вы начнете повторять пройденное для закрепления материала, внимание у мальчиков ослабевает. Девочки же любят выполнять все поэтапно, они предпочитают повторно проверять свои знания.

9. Мальчики более сообразительные, изобретательные и находчивые. Но девочки быстрее адаптируются к любой ситуации, они легче общаются и заводят много друзей. Мальчики задают вопрос, чтобы получить конкретный ответ. А девочки - только для того, чтобы установить контакт с собеседником.

10. Девочки более послушны, чем мальчики, по крайней мере, в раннем детстве. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.

Вообще родителям следует учитывать все отличия между развитием и поведением мальчика и девочки, и поэтому их не стоит сравнивать. У разнополых детей свои пути взросления.


Психология воспитания детей 10-13 лет

В возрасте 10 - 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.
Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.
Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.
Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится - значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.
Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» - «Хорошо», «Ты куда уходишь?» - «Мама, отстань, я с ребятами».
Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, «отстань, мама», должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с «хорошими» ребятами, которые плохому не научат.
Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?
Те ребята, которые хорошо учатся, уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.
Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.
Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый - уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.
Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю» (термин Г. Цукерман)  в возрастной психологии.
Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого - всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство - субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности - системой личностных смыслов.
Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек - девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.
Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.
Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 - 6 лет вперёд.
Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.
 В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
    жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди - гады!»);
    жестокий, сильный, циничный (утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди - мусор», «на дураках воду возят»);
    слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
    слабый, потерявший достоинство. Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2.  Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета - послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.
Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».

2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.

3.  Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.

4.  Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»

5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.

6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства!

7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.

8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.

9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие - драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.
И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»


 

«Как помочь своему выпускнику?»

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена.
Поддерживать  ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную  способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

•  Забыть о прошлых неудачах ребенка,
•  Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
•  Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
•  Опираться на сильные стороны ребенка,
•  Избегать подчеркивания промахов ребенка,
•  Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
•  Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
•  Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,
•  Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.
1.  Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате.
3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка.
6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребенка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
7. Подбадривайте ребёнка, повышайте его уверенность в себе.
8.Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
9. Следите за питанием ребёнка. В рационе обязательно должны присутствовать продукты, стимулирующие работу головного мозга (рыба, творог, орехи, курага и т. д.).
10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых.
11.Не критикуйте ребёнка после экзамена.
12. Помните! Главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.
Важное значение имеет восприятие ГИА в семье – какие разговоры ведутся в этот период в семье по поводу возможных последствий сдачи экзаменов для выпускника. Негативные или жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников.
Специфика самой формы проведения экзамена ГИА  требует большей собранности и внимания, стратегии организации времени. В это время учащимся не столько нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, сколько важна ситуация, в которой они могут полностью сосредоточиться.

Основные функции родителей в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов – это:
 - сохранить здоровье их ребенка;
 - снизить риски стресса у старшеклассника;
 - обеспечить дома комфортные условия для подготовки к выпускным экзаменам;
 - оказать поддержку в выборе профессии с учетом любых результатов экзаменов.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
    - пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
   -  внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (частая ошибка во время экзамена - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
    - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
    - если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

 


Подсказки для родителей

1.  Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
2.  Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
3.  Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
4.  Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
5.  Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
6.  Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
7.  Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников
8.  Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.
9.  Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
10.  Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше, чем тебя…».
11.  Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
12.  Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
13.  Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
14.  Сохраняйте чувство юмора.


Рекомендации родителям
по воспитанию детей подросткового возраста

Памятка родителям трудновоспитуемых подростков
Ó  Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
Ó  Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
Ó  К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
Ó  Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
Ó  Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).


Рекомендации для родителей «трудных» подростков»
Ó  Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
Ó  Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
Ó  Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
Ó  Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.
Ó  Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
Ó  Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
Ó  Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
Ó  Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «гадкий, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
Ó  Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
Ó  Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.
 


Практические рекомендации родителям будущих первоклассников:

Будите утром ребёнка спокойно.
Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали»
Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и
 и если это плохо удаётся – это не вина ребёнка.
Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
До школьного завтрака ему придётся много поработать.
Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая:
« Смотри не балуйся», « Веди себя хорошо», « Чтобы не было плохих отметок»!
Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его,
найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
Забудьте фразу « Что сегодня получил?»,
встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться( вспомните как вы сами чувствовали себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок, чем -то возбужден, если жаждет поделиться чем- то, не отмахивайтесь, выслушайте, это займёт немного времени.


Рекомендуемая литература

1.    Юлия Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?.», Изд. АСТ, 2016 г.
2.    Юлия Гиппенрейтер. «Чудеса активного слушания», Изд. АСТ, 2016 г.
3.    Юлия Гиппенрейтер. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Изд. Астрель, 2016 г. 
4.    Григорович Л. А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб. пособие.  М., 2003, Гл. 7.
5.    Евмений, игумен. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008.
6.    Богачкина Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость./ Р.Н. Сиренко, Н.А. Богачкина; худож. П.В. Зарослов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 224 с.
7.    Яничева Г.Г. Книга для хороших родителей. С-Пб, 2006
8.    Юрченко, О. Вся правда о лжи, или Что нужно знать родителям юных обманщиков? - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. - 160 с.
9.    Керделлан К. Грезийон Г. Дети процессора. Екатеринбург, 2006
10.    Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия: от нормы и паталогии, - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 159 с.
11.    Чижова С.Ю. Калинина О.В. Детская агрессивность. Ярославль 2002
12.    Баркан А. Практическая психология для родителей или Как научиться понимать своего ребенка. М. 2000
13.    Микляева А. В., Румянцева П. В. Нам не страшен серый волк... Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 202 с.
14.    Королева Е. В., Юрченко П. Г., Бурдыгина Т. Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с. (Школьное образование)
15.    Екатерина Бурмистрова. «Взрослеем с подростком: воспитание родителей». Изд. Даръ, 2019 г.
16.    Культура семьи: Учебное пособие / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома, 2005.
17.    Социальная энциклопедия / редкол.: А.П. Горкин, Г.Н.Карелов. Д. Катульский и др. - М., 2000 (статьи: «Семья», «Семейная политика»).
18.    Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин, «Христианская жизнь», 2007.
19.    Шугаев Илья, священник. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 5-е. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007.


 

ТОП-25 правил для папы, который воспитывает дочь

1.    Если дочь хочет что-то сказать – выслушай ее, даже если это будет просто что-то банальное. Сколько бы лет ей не было, цени моменты, когда она хочет чем-то поделиться.
2.    Ежедневно говори ей о том, что она красива. Замечай детали ее внешности, заваливай комплиментами. Девочка должна расти с уверенностью в своей привлекательности.
3.    Не беспокойся о том, что не получится сохранить близкие отношения с дочерью, потому что девочки всегда ближе к мамам. У мамы свои функции, а у папы – свои, и теплые отношения с папой для девочки важны ничуть не меньше, просто они будут совсем другими.
4.    Не кричи на дочь и, тем более, не наказывай физически. Грубое обращение со стороны отца для девочки – травма на всю жизнь, которая может стать причиной проблем в отношениях с мужчинами в будущем. Если не сдержался и повысил голос – попроси прощения, признай свою неправоту.
5.    Балуй дочку, не бойся испортить ее игрушками или подарками. Однако приучай ее правильно пользоваться материальными благами и избавляться от того, что уже не пригодится. Например, покупая новую игрушку, парочку старых можно отдавать в детский сад или благотворительные организации.
6.    Будь с дочкой джентльменом, чтобы она рядом с папой чувствовала себя принцессой.
7.    Даже если дочь уже выросла, ей важно иногда снова чувствовать себя маленькой девочкой, получать отцовскую заботу и внимание.
8.    Девочке очень важен физический контакт. Ее в буквальном смысле нужно носить на руках, обнимать при любой возможности.
9.    Часто девочки интересуются «мужскими» занятиями. Маленькая дочка может рваться вместе с тобой собирать мебель или чинить машину. Не ограничивай ее, ведь для нее помогать папе – большая честь и повод для гордости.
10.    Придумайте какое-то совместное занятие, которое станет вашей традицией. Это может быть игра, в которую дочь играет только с папой (например, бой подушками), или что-то из повседневных домашних дел: прогулка с собакой, утренняя зарядка или причесывание после купания. Главное – чтобы вы всегда делали это вместе.
11.    Будь для дочки всегда опорой и защитой, независимо от ее возраста и проблем. Защищай ее и от хулиганов в песочнице, и от несправедливых учителей в школе.
12.    Даже став взрослой и находясь вдали от дома, девочка должна чувствовать, что папа может вытащить ее из любой переделки. Обычно папы – не любители делать уборку и собирать игрушки. Тем лучше именно тебе приучать дочь к порядку и, превозмогая себя, вместе с ней ликвидировать бардак в комнате.
13.    Держи себя в руках при походах с дочерью в поликлинику на осмотр или прививку, или к стоматологу. Люди в белых халат хотят только добра, даже если своими действиями причиняют дочери боль. Девочке вообще не помешало бы научиться терпеливому отношению к разным врачебным манипуляциям — во взрослой жизни это точно пригодится.
14.    Находи время и возможность на то, чтобы сходить с дочерью куда-то только вдвоем. Театр, цирк, детский парк развлечений или кафе-мороженое – не важное, главное – чтобы это было только ваше время.
15.    Никогда не противопоставляй себя маме, не отменяй ее запретов и вообще действуй согласованно с супругой. Дочке очень важно чувствовать, что родители «из одного лагеря».
16.    Посвящай дочь в свои интересы. Не исключено, что девочка будет всерьез интересоваться хоккеем или автомобилями.
17.    Не запрещай девочке плакать. Слезы – это абсолютно нормальная реакция на стресс, тем более для девочки. Позволяй девочке вволю наплакаться на твоем плече и цени, что в эти моменты она хочет быть рядом с тобой.
18.    Рассказывай дочери сказки. Пусть спокойное чтение сказок останется маме, ведь отцам ближе импровизация. Рассказывай сказки на свой лад, придумывай новых героев, делай это смешно. Папины сказки дочка будет помнить всю жизнь.
19.    Не воспринимай дочь как хрустальную вазу. Девочки не меньше мальчиков любят носиться, сдирают коленки, скачут на батуте, лазают по деревьям.
20.    Будь авторитетом для дочки. Девочка обязательно должна уважать отца, а другие члены семьи должны помогать поддерживать твой авторитет перед ребенком.
21.    Обязательно хвали девочку. Повод ля похвалы найти не трудно: даже если дочка не достигла совершенства в своем занятии, всегда можно похвалить за усердие. Самое главное: хвали дочь искренне, а не «для галочки». Дети не переносят вранье и лицемерие.
22.    Позволяй ей самой выбирать себе одежду и решать, в чем пойти. Главное, чтобы наряд был по сезону, в остальное отцу лучше не вникать.
23.    Учись застегивать многочисленные пуговицы, кнопки, молнии, делать хвостики и отличать «перед» и «зад» у платьев и кофточек. Иногда тебе придется одевать дочку или помогать ей с одеванием.
24.    Умей хранить дочкины секреты, ведь самое ценное – это доверие ребенка.
25.    Не забывай, что дарить цветы на праздники теперь нужно не только жене, но и дочурке, даже если ей всего 2 года.



 



 



 




ВЕРСИЯ
ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ


Информационно-развлекательный сайт для детей и подростков

Роболаб

Засобой

Образование72

Потомки героев

Электронное обращение

Безопасный Интерент

деп

тогиррор

Профориентация

Место рождения: Тюменский край

Капсула успеха

Детские общественные объединения

ЕГЭ

ГИА

Молодежный портал

Профориентационный навигатор

Федеральный центр

Единое окно доступа к ОР

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Профориентация

Телефон доверия

Министерство образования и науки РФ

Федеральный портал Российское образование

ФИПИ

Российский портал открытого образования

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Дополнительное образование детей

Естественно-научный образовательный портал